Статья Настройка мотоподвеса своими руками

Добро пожаловать!

Добро пожаловать на Sat-master.org! Для того что бы скачивать файлы и отвечать в темах необходимо пройти легкую регистрацию!

Быстрая регистрация
  1. Аватар для HackeR

    HackeR Developer
    Администратор

    2,346
    6789
    7695

    Настройка мотоподвеса своими руками


    Настройка мотоподвеса своими руками
    Спутниковая антенна – предмет исключительно точный. Градус вправо, градус влево – и сигнала уже не будет. Чтобы «поймать» другой спутник с нужным каналом или провайдером, приходится подолгу перенастраивать антенну. Но если установить ее на моторизированный подвес, она будет настраиваться самостоятельно!

    Спутниковые параболические антенны обладают высоким коэффициентом усиления, который необходим для приема слабых сигналов со спутника и, как следствие, очень узкой диаграммой направленности. Из-за чего приходится изменять положение антенны, когда требуется настроиться на другой спутник. Это сильно осложняет жизнь любителям спутникового приема. Есть несколько способов обойти проблему: либо поместить несколько конвертеров на одну антенну, либо установить несколько антенн или антенн со сложной геометрией. Каждый из способов обладает как преимуществами, так и недостатками. Есть еще один способ – это установка антенны на моторизированный подвес, устроенный таким образом, что антенна при своем повороте отслеживает практически все видимые спутники. Слово «моторизированный» указывает на то, что настраиваться антенна будет автоматически. Используемый в этом случае тип подвески называется полярным. Название он получил от полярной звезды, потому что ось вращения этой конструкции при настройке должна быть параллельна оси вращения земли и направлена на эту самую звезду.



    Черпаем знания
    Как я уже отметил, процесс установки моторизированного подвеса достаточно сложен. Поэтому прежде чем перейти к практике, придется набраться терпения и изучить теорию. Постараюсь объяснить все как можно проще.

    Идея использования геостационарных спутников для связи высказывалась еще К. Э. Циолковским и словенским теоретиком космонавтики Германом Поточником. Преимущества геостационарной орбиты получили широкую известность после выхода в свет научно-популярной статьи Артура С. Кларка в журнале «Wireless World» в 1945 году. Он предсказывал, что искусственный спутник земли, выведенный на круговую экваториальную орбиту на высоту 35786 км, будет обращаться вокруг земли за 24 часа. Для наблюдателя, находящегося на земле, этот спутник всегда будет находиться на одном месте, поэтому орбита такого спутника называется геостационарной. Если представить все спутники, находящиеся на геостационарной орбите, то в южной части неба, для северного полушария, цепочка спутников выстроится в дугу. Эта дуга в честь Артура Кларка была названа поясом Кларка. Самый верхний спутник будет тем выше, чем южнее находится наблюдатель. На экваторе верхний спутник будет прямо над головой, и пояс Кларка будет выглядеть ровной линией – делить небо на две равные части. Каждый спутник имеет свою орбитальную позицию. Она определяется меридианом, над которым спутник располагается. Например, известный телевизионный спутник HotBird находится над меридианом 13 градусов восточной долготы, поэтому и его позиция пишется, как 13E. Теперь, когда ты стал просвещенным человеком, разберем несколько терминов, которые понадобятся нам для настройки.



    Сборка антенны в домашних условиях
    Ну вот, после долгого и нудного изучения теории со страшными формулами пришло время применить свежеполученные знания на практике. Мне вот тоже всегда хотелось пощупать сначала все руками, книжек не читать – но, увы, каждый раз убеждался, что практика без теории никуда не годится.

    В качестве примера приведу «реальные данные для установки и настройки антенны с мотоподвесом» – или как это делалось в Нижнем Новгороде. Тебе же придется произвести расчеты уже со своими географическими координатами, размерами антенны и параметрами мотоподвеса.



    Выходим с антенной на улицу
    Первое, что нужно сделать на месте – конечно, установить опору. Опора должна отвечать следующим требованиям:

    максимально жесткая конструкция с возможностью регулировки вертикальности трубы для крепления антенны;
    надежное крепление к стене или иному основанию;
    достаточный вынос для обеспечения антенне свободы при вращении мотора.
    Опора крепится к основанию при помощи анкерных болтов, сквозных шпилек или распорных дюбелей. Лучше, чтобы количество крепежных элементов было больше и обеспечивало солидный запас прочности крепления. Труба для крепления антенны выставляется строго вертикально при помощи отвеса или строительного уровня.
    Все, – теперь осталось установить саму антенну и перейти к окончательной доводке. Но прежде чем взгромождать антенну на опору, следует дома попробовать покрутить мотор, подключив его к приемнику. Есть два режима управления мотором: пошаговый и USALS. Очень хорошо, если мотор и приемник поддерживают режим USALS – на мой взгляд, самый удобный режим. Для правильного функционирования необходимо установить в приемнике корректные географические координаты места приема (чтобы приемник мог правильно просчитать угол поворота).


    Как посчитать офсетность
    Исходными данными нужно взять большой (D) и малый (d) диаметры антенны. Эти значения не стоит брать из паспорта. Их следует измерить с максимально возможной точностью по кромкам в местах перехода параболической части зеркала на бортики. Формула расчета угла офсетности предельно простая:

    офсетность = ACOS (d/D)

    Заметь, что не все офсетные антенны поддаются такому расчету. Некоторые производители антенн преднамеренно изменяют форму зеркала, и оно получается не эллиптической формы, а круглой. В таких случаях, чтобы определить угол офсетности, приходится идти на ухищрения. Один из вариантов – надежно установив зеркало антенны в горизонтальном положении, налить в него воду и измерить размер получившейся эллиптической лужицы по максимальному и минимальному значению. Эти значения – подставить в вышеуказанную формулу.

    WARNING
    Работая на крыше или просто на высоте, будь предельно осторожен. Никакое телевидение и скоростной интернет не стоят твоей жизни.
     
    #1 HackeR, 21.09.2013 11:42
  2. Аватар для SAN2O

    SAN2O Новичок

    6
    4
    4
    Доброго дня. Подскажите пожалуйста, что я делаю не так, весь день промучался, а результата ноль, хоть и перечитал кучу разной инфы.
    Из за дома мотоподвес захватывает с 23.5Е по 30W спутники (верхний 30-ый градус, но из за угла не видит и 28.2Е) На мотоподвесе выставил 50 (широта 50 градус). С 23.5Е по 5W сигнал лупит 100% на шкале в GI 8120. С 11W по 30W все по нулям. Когда на мотоподвесе поднимаю до 48 антену, появляется сигнал на 15W-18W, но пропадает на 23.5Е-19.2Е. А если еще выше поднять, до 45-46, то на 30W сигнал 100%, а 4.8Е (кроме украинских) - 23.5Е полный ноль.
    Почитал в интернете, надо повернуть всю конструкцию (антену - мотоподвес) на кронштейне. Все может оно и так, только у меня настроено на USALS и если поворачивать, то сигнал пропадает на всех спутниках. На одном ресурсе говорят, что надо выставить на юг, но USALS это по сути и есть тот юг. не будь выставлена точно на юг антена, остальные 12 спутников показывать бы тоже не стали.
    Кронштейн выставлен как по строительному водяному уровню точно. Антенна харьковская.
    Подскажите пожалуйста, что надо крутить? Может саму антену на креплении поднять нужно вверх или вниз? Буду очень благодарен за помощь. Уже голова кругом идет.
     
    #2 SAN2O, 23.03.2015 19:15
  3. Аватар для -=alias=-

    -=alias=- Kai moku, tai maunu!
    Администратор

    29,368
    56640
    61585
    Надо в милиметрах сдвигать сам мотоподвес в лево в право. В какую сторону, я не мостак обьяснять, Методом тыка определиш. Поднимая и опуская мотоподвес, незабывай что и тарелка меняет наклон.
     
    #3 -=alias=-, 23.03.2015 19:38
  4. Аватар для SAN2O

    SAN2O Новичок

    6
    4
    4
    Да я в курсе, что в милиметрах. Но если на мотоподвесе разница в 5 делений (от 50 до 45), то влево-вправо єто очень критично, крайних спутников одновременно не видать (или 23.5Е или 30W есть сигнал). На 99.9% ясно, что скорей всего надо саму антену, без мотоподвеса верх-вниз . Кто бы знающий подсказал, куда точно надо. Все вынесено с балкона и очень тяжело достать к креплению самой антены(
     
    #4 SAN2O, 23.03.2015 19:48
  5. Аватар для -=alias=-

    -=alias=- Kai moku, tai maunu!
    Администратор

    29,368
    56640
    61585

    Установка полярки, USALS



    В этой статье я постараюсь описать процесс установки и настройки спутниковой антенны с полярным подвесом, а также разобраться, что такое USALS и зачем оно нам надо. Сразу оговорюсь, что речь будет идти о системе, построенной с использованием DiSEqC H-H мотора.
    Настройка мотоподвеса своими руками
    Для начала немного теории (для понимания процесса :). Телевизионные спутники, как правило, выводятся на геостационарную орбиту (которая распологается строго над экватором Земли) и летят по ней со скоростью равной угловой скорости вращения земли, т.е. относительно любой точки находящейся на поверхности Земли спутники находятся в неподвижном состоянии, каждый в своей орбитальной позиции.

    При настройке антены, направленной только на один спутник, наша задача сводится к получению максимально возможного уровня сигнала на выходе конвертора.
    Установка кронштейна.
    Настройка мотоподвеса своими руками Кронштейн, на котором планируется устанавить поворотную систему, должен быть выставлен СТРОГО ВЕТИКАЛЬНО! Если будет хотьнебольшое отклонение от вертикали о точной настройке на орбиту можно и не мечтать. Поэтому вооружайтесь уровнем или отвесом и выставляйте вертикаль, как можно точнее во всех плоскостях.

    Несколько слов о выборе местоположения нашей системы, учитывая, что мы находимся в Северном полушарии Земли. Антена в положении мотора "на нуле" должна быть направленаСТРОГО НА ЮГ!, в нашей местности это 30°27'East. Влево на Восток (East) на 75° и вправо на Запад (West) также на 75° ничего не должно перекрывать сигнал с орбиты. Мало того спутники "висящие" на краях орбиты находятся очень низко над горизонтом, например Yamal 201 90°East или Hispasat 30°West, при наведении на эти спутники антена смотрит практически вдоль поверхности Земли, это тоже надо учитывать выбирая место для установки.
    Настройка мотоподвеса своими рукамиМотор.
    В основе нашей системы будет использован DiSEqC мотор производства Strong. Настоятельно рекомендую перед установкой системы проверить двигатель (если он другой фирмы производителя) на предмет его корректной работы по протоколу DiSEqC 1.2 и с программой USALS. Т.к. есть печальный опыт, когда после установки и кропотливой настройки полярки выяснялось, что двигатель не совсем адекватно реагирует на команды тюнера, а как вы понимаете для того, чтобы поменять двигатель надо разобрать всю систему :(.

    Тюнер.
    Управлять нашей поляркой будет хорошо зарекомендовавший Настройка мотоподвеса своими рукамисебя в таких системах ресивер ViSat VS3070CA. Он стабильно работает по интересующим нас протоколам управления двигателем, имеет понятные меню, блок питания достаточной мощности, который позволяет без проблем питать все системы.

    Зеркало.
    К выбранному нами двигателю, судя по прилагаемой инструкции, можно прикрутить Настройка мотоподвеса своими рукамиантену диаметром до 120 сантиметров. Не будем испытывать судьбу и ограничимся зеркалом диаметром 88 см, производства Triax. Антены этой фирмы при меньшем размере "собирают" столько же сигнала, как их дешевые, но бОльшие в диаметре "конкуренты". Поэтому считайте. что мы устанавливаем 110 см от нонейм производителя - результат будет тот же.


    Итак, Кронштейн установлен, все необходимое оборудование закуплено, будем приступать Настройка мотоподвеса своими рукамик установке. Для начала собираем мотор согласно инструкции, прилагаемой к мотору. Затем к хоботу мотора прикручиваем крепление зеркала антены, тут есть пару моментов, на которые нужно обратить особое внимание. Мотор должен стоять на нулевой отметке азимутальной шкалы. На хоботе есть линия отливки, она совпадает с его осевой линией. Крепление тарелки необходимо прикрутить к хоботу, ориентируясь на эту линию ровно по центру.

    Далее мастерим отвес и закрепляем его в вершине тарелки, Настройка мотоподвеса своими рукамитам где проходит вертикальная ось симметрии. Если у нас "глаз-алмаз" и мы верно посадили крепление тарелки на хобот мотора, наш отвес должен идти строго вдоль вертикальной оси тарелки, если же все криво - совмещаем веревку отвеса с вертикалью тарелки, подстраивая крепление тарелки относительно хобота мотора. В итоге у нас должна получиться следующая конструкция:
    Настройка мотоподвеса своими руками
    как видно из фотографии (вид снизу) начальная ориентация системы строго совпадает с направлением долготы места установки и в нашем случае направлена на 30°27'East.

    Следующий шаг установка угла элевации он расчитывается по формуле: УГОЛ ЭЛЕВАЦИИ = 90°- 46,3°(широта) т.е. 43,7° Настройка мотоподвеса своими руками
    Искомый угол можно также подсмотреть в таблице, которая есть в инструкции по настройке мотора.
    Там же есть значение угла деклинации, но его мы все равно будем подбирать при настройке.
    Все, предварительные настройки выполнены:
    - кронштейн закреплен "намертво" и крепежная труба строго вертикальна;
    - мотор стоит на нулевой отметке по азимутальной шкале, закреплен на кронштейне и Элевация выставлена на угол 43,7°;
    - на хоботе мотора закреплено зеркало и по отвесу выставлено строго вертикально;
    - вся конструкция сориентирована строго на ЮГ (30°27'East). По компасу или другим известным только вам способом:)
    Настройка мотоподвеса своими рукамиВот теперь можно приступать к настройке!
    Подключаем конвертер к мотору, мотор к тюнеру, тюнер к телевизору и только потом включаем все в сеть. Сначала настроим верхнюю точку орбиты, как вы наверное уже догадались, она совпадает с направлением на ЮГ. Идеально для этого подходит спутник Arabsat 2B, который висит на 30.5°E. Но к сожалению, в нашей местности его не споймать даже на 180см. Поэтому обратимся к его западному соседу ASTRA2A,2B, занимающему позицию 28.2°E. Так как этот спутник находится на 2.3° западнее верхней точки, нам надо всего-то отвести мотор на этот же угол на запад, т.е. на 2.3°. Как это сделать?
    Настройка мотоподвеса своими руками
    В нашем случае-очень просто! Ведь мы выбирали компоненты системы с условием поддержки USALS, вот она нам и поможет.
    Нажимаем на пульте тюнера кнопку "MENU" -> "УСТАНОВКА" -> "НАСТРОЙКА ДВИГАТЕЛЯ" и, перебирая в верхней строке спутники строкой ниже, выбираем USALS в качестве программы управления нашим двигателем. После того, как все спутники привязаны к USALS, вводим координаты местности, которые можно найти в интернете, посмотреть по карте или получить при помощи GPS. Координаты Одессы, а точнее Интститута Телевидения, расположенного на улице Мечникова - 46°27' Северной широты и 30°43' Восточной дорлготы.
    Настройка мотоподвеса своими руками
    Далее. Нажатием кнопку "MENU" и возвращаемся на один уровень назад, выбираем пункт автопоиск, слева таблица спутников. Перемещаясь по ней (при этом мотор уже следует по перебираемым позициям), выбираем спутник ASTRA2A,2B 28.2°E и жмем "ОК", напротив названия спутника "крестик" сменится на "галочку", нажав "громкость+", переходим в список транспондеров и выбираем транспондер, уверенно принимаемый в нашей местности на 90см. скажем 11527 V.
    Внизу видны индикаторы уровня сигнала и его качества, вот по ним и будем настраивать, а точнее нас больше интересует зеленая шкала "качество" справа.

    Если тюнер и телевизор находятся в зоне видимости, начинаем измененять угол деклинации (двигая зеркало в вертикальной плоскости, но не трогая выставленый ранее угол элевации!!!), найдя максимум сигнала затягиваем болты, следя чтобы уровень сигнала не упал при затяжке. Если мы вылнили все, что было описано выше правильно - установка и настройка полярной подвески на этом закончена, орбита настроена.
    Для проверки в списке спутников выбираем и сканируем крайние позиции: Yamal 201 90°E и Hispasat 1С 30°W. Учтите. что мотору необходимо время, чтобы переехать с одной орбитальной позиции на другую, причем от поляризации зависит скорость движения (при горизонтальной мотор едет заметно быстрее).

    P.S.
    Для тех у кого ничего не получилось... :(
    Настройка мотоподвеса своими рукамиКак видно из приведенных ниже рисунков ошибиться можно в двух плоскостях :) Неправильно выставить направление на Юг и неправильно выставить угол места.
    В первом случае орбита будет смещена влево (или вправо) т.е. спутники находящиеся от центра орбиты (читай Юга) будут "уходить" вверх с одной стороны и вниз с другой из картинки легко понять куда надо повернуть систему, причем сначала возвращаемся на верхний (28.2Е) спутник поворачиваем мотор относительно кронштейна, на 1-2 градуса, скажем против часовой стрелки а затем поворачиваем тарелку относительно хобота мотора по часовой стрелке - до появления максимума сигнала. Слегка затягиваем крепления и проверяем крайние точки орбиты, если ситуация ухудшилась - значит перепутали направление!
    Настройка мотоподвеса своими руками
    Вариант второй, Неправильно выставленный угол элевации даст вам уход спутников по краям орбиты с обеих сторон вверх, если угол элевации меньше положенного а на верхний спутник вы "вытянули" увеличением угла деклинации. И вниз если угол деклинации больше расчетного. Что делать в этом случае я думаю также ясно, если спутники с обеих сторон от Юга"провалились" - уменьшаем элевацию, увеличивая деклинацию (при этом следим чтобы уровень сигнала оставался максимальным), и если спутники к краям орбиты ушли вверх-увеличиваем элевацию уменьшая деклинацию. Настройка мотоподвеса своими руками
     
    #5 -=alias=-, 24.03.2015 23:36
Зарегистрируйтесь или на сайт, чтобы начать общение на форуме.
Текущее время: 03:57. Часовой пояс GMT +2.